Если про историю Чехии я знала очень мало (буквально прочла только одну статью в Википедии), то про Вену я знала больше. Я знала про Габсбургов и старушку Марию Терезию, про юного Моцарта и Венскую оперу, про Штраусов и вальс, про кофе и альпфенштрудель. Я ожидала барочной роскоши и суматохи, заключенного в рамки немецкой аккуратности и тяге к порядку.

Оказалось - Питер Питером.

Цены
Бывалые туристы из нашей группы сказали, что дороже Австрии только Швейцария. Два кофе и два альпфенштруделя - 25 евро. И вам повезет, если вы найдете действительно вкусный и свежий альпфенштрудель. Это задача не из легких.

Исторический центр
Если не считать Гофбурга, главного замка, то он размером даже меньше Кремля. Половину из этой территории занимают две улицы, на которых расположены элитные бутики. Не очень даже понятно, на что именно глазеть.

Вся остальная Вена - Питер Питером. И даже, я бы сказала, Питер красивее.

В этом плане Вена разочаровала. Реально интересных мест мало.

Образ жизни
После пяти все заведения закрываются, и такое впечатление, что вся Вена вымирает. Улицы становятся безжизненны и пустынны, не считая немногочисленных туристов. Куда деваются сами австрияки, неясно. Очевидно, они все время проводят дома, и выходят только на работу - которая, опять же, совсем недалеко от дома.

Туризм
Я думала, что в Праге много туристов. Это в Вене много туристов! Там на одного австрияка - 10 приезжих. Как сказала наш экскурсовод, если вы хотите разрушить экономику Австрии, это сделать очень просто: достаточно перестать туда приезжать.

Страна почти ничего не производит. Основной доход - как раз от нас.

Главный турпродукт
Сисси! Сисси! Везде одна Сисси! Такое впечатление, что австрияки на ней помешаны, и интереснее персонажа, чем Елизавета Баварская, Австрия еще не видывала. Марию Терезию не столько чтят, сколько Сисси. Она везде. На магнитиках, на чашках, на пакетах в музеях, на билетах, на леденцах, на конфетах, на футболках, на кепках, на салфетках, на картах города, в статуэтках, в портретах, в принтах, в афишах. Куда бы ты ни повернулся - везде будет Сисси.

Это помешательство на Сисси мне совсем не понравилось.

Сласть, которая производится только в Австрии
Фиалки в сахаре. Вкусно и необычно. Я даже не знала, что такое есть. Но прикольно.

Общее впечатление
Замки Габсбургов оказались наименее напыщенными из всех замков, что я видела. Внутреннее убранство комнат потрясает своей непритязательностью и по-настоящему домашним уютом (хотя сами вещи не хуже и отнюдь не дешевле). В Версале жить невозможно. В Шёнбрунне - вполне.

Местное население ездит на велосипедах и не знает, что такое пробки. Вечером на большом проспекте вы не встретите больше пяти людей. Когда австрияк встречается с тобой взглядом, он непременно улыбается - смущенно, но очень искренне.

Но при этом веет в воздухе Австрии снобизмом старой Европы, которая еще жива, и изо всех сил пытается не подпустить к себе ничего нового. Особняк Шварценбергов (который официально доступен для просмотра обычными смертными) огорожен заборами, которыми позавидуют на Рублевке. Конечно, он закрыт и пройти туда нельзя. Официант морщится, когда слышит "глинтвейн", как будто мы предложили ему нечто непристойное. Даже гиды одеваются дорого и словно бы снисходят до тебя, опуская на мощеную мостовую коричневый зонт-трость с набалдашником.

В Европе осталось ровно 72 рода старых аристократов, которые блюдут чистоту крови и не позволяют членам семьи жениться/выходить замуж за простых смертных. Это Лихштейны, Шварценберги, Радзивиллы, Гримальди, Орсини и прочие. Они встречаются именно в Вене. Именно в Вене отпрыски старинных европейских родов знакомятся друг с другом, иногда влюбляются, иногда нет, но брачные союзы скрепляют. Чтобы не проскользнул никто из простых. Чтобы чистота и знатность. За высокими стенами, которые расположены по-немецки идеально.

Вена еще помнит Габсбургов. И была бы не прочь к ним вернуться.