Однажды, давным-давно, в одной далекой-далекой стране, жили в поле белые полевые мыши. Они сеяли просо, рожь и пшено, а потом ели то, что сеяли. Урожаи у каждой мышиной семьи были разные - у кого-то земля плодоносила лучше, у кого-то хуже, кто-то ленился, кто-то трудился - и постепенно мыши разделились на богатых и бедных, а самую богатую и сильную мышь посадили на трон.
У мышей развилась культура. Появились города, письменность, ученые писали и читали книги, трубадуры пели песни, кузнецы ковали оружие, богатые богатели, бедные плакали.
Бедные трудились на своих полях и на полях богатых мышей. Постепенно богатые мыши позабыли, как это - трудиться, зато они почувствовали вкус власти и денег. Бедным мышам они платили все меньше и меньше, а чтобы заставить их работать, применяли наказания и совершенствовали оружие. Бедные мыши умирали от голода и болезней, их земля переходила к богатым. И однажды богатые мыши поняли, что лапок бедных мышей уже не хватает для обработки их земель. И решили они поискать себе помощников в других странах.
читать дальшеОни сделали маленькие лодочки и переплыли Большое Море. И там, на юге, они обнаружили другую страну, ничем не похожую на Королевство Мышей. В Южной Стране не было полей, а была только большая пустыня, и не было там мышей - ни белых, ни серых, ни коричневых, а были только тушканчики, черные, как южная ночь.
У тушканчиков не было ни городов, ни письменности - они жили законами предков и не знали разделения на богатых и бедных. У них не было такого изобретательного оружия, каким располагали богатые мыши, и они стали легкой добычей для мышей. Множество тушканчиков попали в рабство. Их погрузили на лодки и отвезли на заморские владения богатых мышей.
Часто мыши считали, что кормить и поить тушканчиков слишком разорительно, поэтому многие тушканчики умирали, прежде чем их успевали довезти до земли. Те же тушканчики, что выживали после нескольких страшных месяцев на море, завидовали своим мертвым братьям. Больше всего повезло тем тушканчикам, что попали в домашнюю прислугу - у них была крыша над головой и еда. Положение же большинства тушканчиков было ужасным - они спали на голой земле, их постоянно били, и они трудились в полях белых мышей от восхода до заката солнца. Там, вдалеке от родной Южной Страны, разлученные с семьей, не имеющие понятия, как добраться домой, тушканчики жестоко страдали и почти не пытались бежать. Ибо бежать было некуда.
Прошло несколько веков. Те тушканчики, что были привезены из-за моря мышами, умерли, но у них родились дети, у детей - их дети, а у их детей - их дети. Те же белые мыши, что приехали сюда с тушканчиками, тоже умерли, но их потомки продолжали владеть тушканчиками.
Однако что-то изменилось. Может, белые мыши за несколько веков лучше узнали тушканчиков, может, тушканчики научились читать и писать и стали мыслить как белые мыши, только стали появляться белые мыши, которые утверждали, что все звери должны быть свободными. И однажды один из таких мышей взошел на трон. И сказал - отныне рабства в моем королевстве не будет!
И тогда началась война, расколовшая королевство на Север и Юг. Северные мыши поддержали своего короля и хотели видеть тушканчиков свободными. Южные же мыши почувствовали себя оскорбленными - как можно ровнять свободных белых мышей с какими-то тушканчиками, которые даже не грызуны?!
Много мышей полегло в той войне, но Север победил, и тушканчиков освободили. Многие тушканчики, выросшие в неволе и не знавшие другой жизни, растерялись и не знали, как жить дальше. Мыши им не помогали: многие мыши, даже с Севера, по-прежнему не считали их грызунами и не желали иметь с ними никакого дела. - И чем же все кончилось, дядя Том? - спросил маленький Вилли, самый любознательный малыш семейства Уиллоу.
Дядя Том, который был известен как Толстяк Томми, набил еще одну трубку и поудобнее устроился в кресле.
- Это сказка, Томми, значит, она должна закончиться хорошо. Вот скажи мне, Джон, - обратился он к собственному сыну, самому старшему из детей, который сейчас усердно утирал рукавом сопливый нос, - как должна закончиться эта сказка?
- Они будут жить дружно! - уверенно заявил Джон.
- Правильно, - закивал дядя Том. - Но как?
- Тушканчики должны понять, что они тоже свободные грызуны, - предположил Джон.
- И будет великое восстание тушканчиков! - подхватил Томми.
- Они были так несчастны, - вздохнула Аннабель. Девочка имела большое великодушное сердце и жалела даже тараканов, которых ее тетушка Роза выметала веников из кухни.
Дядя-Бегемот хитро улыбнулся и снова запыхтел своей трубкой.
- Нет, мои маленькие бегемотики. Они зажили счастливо, когда мыши осознали, что не в тушканчиках дело, а в них самих. Когда станете взрослыми, вспоминайте эту сказку. И помните: проблема была в мышах.