спокойненький пессимист
Как я уже говорила, мне остро не хватает готики. Первый раз, во второй день, Нотр-Дам произвел громадное впечатление: массивные, правильные башни (не могу сказать, что я испытываю что-то особое по отношению к Нотр-Даму и никогда не интересовалась его историей, но узнала храм сразу по Северной и Южной башне), тонкий колючий шпиль, огромная розетка, а внутри - высоченные стрельчатые потолки, запах тающего воска и огромный неф. И голова закружилась...

Что-то есть в этой готике - не в архитектурном стиле, а в самих зданиях.

Сен-Шапель, святая капелла - призрачный, еле-еле живой, скрывающийся за бестолковыми аляповатыми витражами, но он еще есть где-то, то ли в колоннах с французскими лилиями и константинопольскими башнями, то ли в статуе Людовика Святого, но где-то еще есть.
Колокольня Сен-Жак посреди сквера - единственное оставшееся сооружение от церкви Сен-Жак-ла-Бушери, она снисходительно смотрит на академический, барочный Лувр и гордо подставляет белые бока под солнце.
Сен-Жермен-л'Оксерруа, придворная церковь Лувра - это его колокола возвестили начало Варфоломеевской ночи. Мы туда попали уже под конец нашего пребывания в Париже (мы еще не знали, что уедем из Бордо куда раньше запланированного), и особого впечатления, если честно, этот храм не произвел - но именно там я пережила полчаса абсолютного ничего. Я просто сидела на стуле, слушала орган, смотрела на потолок и на лучи вечернего солнца, и в голове не было ни одной мысли.
Кафедральный собор святого Андрея - орган словно подвешен на хорах в душистом воздухе, огромное распятие над алтарем, и там, где солнечные лучи падают перекрестием в руки, именно там тебе в глаза заглядывает Иисус, и ты застываешь, и забываешь как дышать, и в голове звучат слова Credo. Но отступи на шаг или шагни вперед - это впечатление уже исчезает. Бордо, конечно, сильно пострадало во время революции, кафедрал тоже не устоял, но одна стена сохранилась с двенадцатого века - как раз та, за главным алтарем. А еще Жанна - во Франции я дала себе обещание ставить свечку перед каждой Жанной д'Арк, которую увижу - в Сен-Андре была Жанна, и почему-то перед ней ничего не зажигали, и я купила длинную белую свечу за 2 евро. И это было правильно.
И, конечно, мой любимый Сен-Этьен-дю-Мон.

Про этот храм я раньше не слышала ничего. Прописью - ничего. Вообще. Это был день, когда мы обнаружили, что фотоаппарат сломался, и ничего запечатлеть нам не удастся. Я расстроенно ходила по Люксембургскому парку, загребая ботинками каштаны, посмотрела на фонтан Марии Медичи, и увидела Пантеон. Мы пошли в Пантеон, и это отдельная история, а затем вышли и направились к соседней церкви. И там... Там...
Все время в Сен-Этьене у меня буквально зубы сводило от мысли, что, когда я вернусь в Москву, я этого уже не увижу.
Он белый, белый, невозможно белый - не верьте тем, кто говорит, что готика мрачна и жутка, готика воздушна, легка и светла! Деревянные балкончики, где раньше, да и теперь, читают проповеди, и единственный в Париже навесной поперечный амвон - белый, кружевной, воздушный. Но главное даже не это. Там в голову приходят только самые светлые, самые добрые воспоминания, тебя согревает тепло, ты чувствуешь себя в безопасности, ты чувствуешь себя... дома. Есть всего два места на земле, где я чувствую себя дома - это дедушкина дача и Чуфут-Кале, теперь к этому прибавился малоизвестный парижский храм. И это не только мое впечатление - Валентина тоже была очарована этим местом. Мы буквально не хотели уходить - представьте, что вы лежите дома под одеялом, читаете книжку и пьете вкусный чай, и вдруг вам говорят, что надо вылезать и идти на улицу, где холодно и идет дождь. Точно такое же ощущение.

Дальше много фоток

Комментарии
24.09.2008 в 19:47

Advocatus diaboli
Он прекрасен. ;)
Хотя я в этом городе влюбилась в Сен-Эсташ.
25.09.2008 в 00:36

спокойненький пессимист
Keishiko
Не видела, и это упущение! Но в Париж я еще вернусь, точно.