воскресенье, 15 февраля 2009
Эту историю я давно уже хотела поведать, но не знала, с какой стороны подступиться - слишком много действующих лиц, и все они важны. И решила - начну с начала, так проще.
В XIV веке Золотая Орда была уже не той, что раньше. Давно распалась она на удельные княжества. Но пришел в Сарай Тохтамыш, наследник двух династий чингизидов, потомок самого Темуджина (Чингис-хана) и восстановил былую мощь, и прошел по землям русским, предал огню Москву, присоединил к землям Белой (Золотой) Орды еще и Синюю - Западную Сибирь. Казалось бы, живи да радуйся. Но повздорил Тохтамыш с великим и непобедимым южным соседом Тимуром (Тамерланом). Сошлись в битве два воинства, но напрасно поверил Тохтамыш князю Василию - тот припомнил ему пожар в Москве и увел свои отряды, и проиграл Тохтамыш, и вынужден был бежать в Литву, где и умер в 1406 году, всеми забытый, в изгнании.
Это была присказка, а сказка будет впереди.
Рассказ с фотографиямиИтак, в 1382 году великий хан Тохтамыш привел огромное войско под стены Москвы, и спалил ее без остатка. Праздновал победу, а затем взял себе третью жену: Тогай-бек, дочь Хаджи-бека, правителя крепости Кырк-Ор, которое было центром небольшого княжества в Крымском Юрте Золотой Орды. От этого брака родилась дочь Джанике-ханым.
По достижению лет шестнадцати-семнадцати Джанике выдали замуж за Едигея, могущественного эмира Ногайской Орды. Ногайцы в те времена фактически единолично управляли степями черноземья, но не могли претендовать на трон, потому что по закону трон Золотой Орды могли занимать только чингизиды (потомки Чингис-хана). И Едигей женился на Джанике, чтобы она родила сыновей-чингизидов.
Но судьбе было угодно распорядиться совершенно иначе.
Когда Тохтамыш повздорил с Тимуром, Едигей переметнулся на сторону самаркандского правителя. От гнева на зятя и свою дочь Тохтамыш убил Тогай-бек, ее мать. Вскоре его армию разгромил Тимур, и он удалился в Литву, где и умер через несколько лет.
Джанике была мусульманкой, но не хотела мириться с положением подчиненной женщины. Весь мусульманский мир говорил о ее паломничестве в Мекку в 1416 году, обставленном с большой роскошью. В ее свите было 300 всадников и бессчисленное множество служанок.
Примерно в это же время - может, чуть раньше, может, чуть позже - Джанике переселяется в город своего деда Хаджи-бека, крепость Кырк-Ор.
В 1420 году там же, в Крыму, появляется единокровный брат Джанике, Кадыр-Берды-хан. Он был сыном Тохтамыша от безвестной наложницы-черкешенки. Там он собрал войско и пошел войной на Едигея-эмира. В этой битве погибли оба.
Так Джанике осталась одна - без мужа, без сыновей, старшая в роду Тохтамыша. А вокруг - известняковые горы в долине Марьям-дере, покрытые темно-зелеными лесами, белый шелковый путь стелется в долине Ашлам-дере, а звезды сияют над Кырк-Ором как никогда ярко - таких не бывает ни в двадцать, ни в тридцать лет. Да, Джанике уже была старой. У нее была власть, своя земля, а теперь была и свобода.
И тут бы моему рассказу и кончиться, но внезапно на политической арене Крыма возникает еще одно лицо, которому было суждено изменить историю этого полуострова. Я говорю, конечно же, о Хаджи Девлет Герее.
Герей был племянником Джанике по материнской линии. Он вырос в Литве, но хотел связать свою судьбу с Крымом и основать отдельное, независимое от Золотой Орды Крымское ханство.
Надо сказать, что из оставшихся сыновей и дочерей Тохтамыша Джанике была старшей, и могла претендовать на власть - хотя бы на землю Кырк-Ора и Крымского эмирата. Но сыновья Тохтамыша, Кичи-Мухаммед и Сеид-Ахмет, придерживались другого мнения и претендовали на полную власть в Крыму.
Герей, смелый и красивый, не напоминал ее младших братьев, кроме того, он тоже был чингизидом. И Джанике рискнула - она поддержала его.
В 1428 году Хаджи Девлет Герей начал борьбу за независимость. Первая битва окончилась неудачей, и он вынужден был вернуться обратно в Литву и договариваться с тамошними князьями, после чего продолжил попытки захватить власть. В этой истории было много сражений, взлетов и падений, но в конце концов он добился своего и завоевал Крым.
Увы, но Джанике не дождалась Хаджи Девлет Герея - она умерла спустя 10 лет после их встречи, и так и не увидела свободное от Орды Крымское ханство. Посредине Кырк-Ора построен ее мавзолей. "Это гробница великой государыни Ненекеджан-ханым, дочери Тохтамыш-хана, скончавшейся месяца рамазана 841 года".
Джанике не дождалась его, но Герей помнил эту мудрую женщину. И еще он помнил звезды над Кырк-Ором. Поэтому он покинул Кырым (Солхат), столицу Крымского эмирата, и переселился туда, на каменное плато древнего города аланов, чтобы позже, у подножия этих гор, построить истинную, красивую, гордую столицу Крымского ханства - Бахчисарай. И всем говорил: я первый среди Гереев, но я из рода Тохтамыша - так сказала Джанике. С тех пор независимость Крымского ханства связывают с Тохтамышем - и Джанике-ханым.
"О, Великая Джанике-Ханум, лучезарнейшая из женщин-цариц! Ты правила в далекое средневековье. Ты была счастлива под горячим солнцем Кырк-Ора, вдали от кровавых усобиц, сотрясавших евразийские степи Дешт-и-Кипчака. Тебя любили, и никто, наверное, не видел ни слез твоих, ни страданий, мучивших твое чуткое сердце. А ведь они были, и еще какие! Смерть матери Тогайбек от рук отца Тохтамыша. Гибель брата Кадыр-Берды в сражении против твоего мужа Едигея, тоже павшего в этой битве. Ты — смуглолицая, черноглазая, гибкая, властная, мудрая и грозная. И все же ты была женщиной, а, значит, нежной и милосердной. Но кто расскажет о днях и делах твоих? Молчат пепел погребенных, иссохшие кости и черные зевы пещер Чуфут-Кале.
Богом явленная, божественная Джанике-Ханым! Аллах ниспослал тебе ясный и живой ум, мусульманский Восток дал азиатскую мудрость и хитрость, прикрытую сладкой улыбкой, а неповторимый Кырк-Ор — любовь к родному очагу и верность.
О, несравненная Джанике-Ханум! Сколько бурь и потрясений пролетело над твоей головой и Кырк-Ором за время, пока правила ты, и за века, что лежишь в мавзолее? Красная кровь шиповника проросла сквозь мраморный холод гробницы, будто тихое дыхание твоего вечного сна рождало новую, чудесную жизнь.
Джанике-Ханум! Лазурь неба и снежного с голубыми прожилками мрамора навеки впечатали в Чуфут-Кале память о тебе. Твой мавзолей венчает вершину белой горы с темно-зелеными купами деревьев и розовыми кораллами руин. А песня осенней ночи — как хмельной языческий вздох земли, как скорбь о навсегда ушедших в черную тяжелую толщу, как тончайшее, светящееся очертание белых душ-облаков, как мглистая музыка обложного дождя. И мавзолей твой, златочеканная, осыпанная драгоценными каменьями Джанике-Ханум, в подлунном сиянии горит и сверкает яркой звездой, осенней пурпурной звездой моего прекрасного Крыма, полуострова с такой трагической и счастливой судьбой, где перекрестились дороги и жизни многих народов." (с) неизвестный автор
Позже Кырк-Ор был населен караимами, которые принесли не только свою религию, но и свое название города, и это название - Чуфут-Кале - так и осталось. Но мавзолей государыни Джанике-ханым и по сей день в хорошем состоянии. Она была похоронена в одном из самых красивых мест на земле.






![]()
Я знаю это место, бывал там два или три раза, когда отдыхал летом в Крыму.
Это мое любимое место в Крыму и одно из любимейших мест вообще.